Десять лет назад с конвейера совместного предприятия «Джи Эм-АвтоВАЗ» сошёл первый автомобиль Chevrolet Niva. Об итогах десятилетней работы завода и планах на будущее нам рассказали на праздновании юбилея в Тольятти.

Самарский аэропорт «Курумоч» встретил нас отличной погодой. Как будто в противовес дождливой Москве, здесь ярко светило солнце и дул тёплый ветер. Товар лицом был представлен в виде четырёх ШевиНив, одна из которых, с шильдиками Bertone edition, привлекала красивой чёрной матовой окраской с вкраплениями красного и внедорожными прибамбасами. Что и говорить, шноркель, экспедиционный багажник с «люстрой» фар, хай-джек и силовые пороги к лицу любому покорителю грязи. Даже захотелось на рыбалку махнуть.

Из достижений последнего десятилетия можно отметить более 1000 изменений, внесённых за время производства в конструкцию автомобиля. Только за два последних года эта работа позволила сократить число гарантийных дефектов на 70%. На официальном сайте производителя есть даже специальный раздел с фотографиями и описанием последних апгрейдов. В конце августа этого года на предприятии стартовало производство ограниченной партии автомобилей Chevrolet Niva LE. Это «грязевая» версия внедорожника с увеличенным дорожным просветом, оборудованная шноркелем, дополнительной защитой двигателя и редуктора переднего моста и «обутая» в шины Continental ContiCrossContact AT. В ценовом диапазоне её поместили посередине: с рекомендованной розничной ценой в 499 300 рублей LE находится между самой дешёвой L за 444 000 руб. и самой дорогой GLC за 541 000 руб.

Что касается самого завода, он также прошёл нелёгкий путь развития, чтобы соответствовать высоким требованиям GMIO (General Motors International Operations) — подразделения GM по международным операциям, объединяющего более 60 заводов в 30 странах, где действуют стандартные принципы и системы GM. В результате, в 2011 году завод стал лучшим автосборочным предприятием среди заводов GMIO по соответствию требованиям организации производства. Дважды GMIO присуждал GM-AVTOVAZ награду за 5 миллионов часов, проработанных без потери рабочих дней!

Ещё одним достижением стало получение знака Energy Star от Агентства по охране окружающей среды США, вручающего награды за вклад в сокращение мирового потребления энергии, в категории «производственные предприятия». Эта премия досталась тольяттинскому производству за снижение потребления энергии на 27,2%. Не знаем, вздохнула ли облегчённо по этому поводу матушка-Земля, но, так или иначе, забота об экологии на лицо.

Расширение производства на совместном предприятии самым положительным образом скажется на городском округе Тольятти, поскольку оно создаст не менее 1500 рабочих мест. Мэр Тольятти Сергей Андреев своей радости по этому поводу не скрывал. Не стоит также забывать и об экономической пользе в виде налоговых и прочих отчислений в бюджет. Всего в дальнейшее развитие предприятия планируется проинвестировать около 200 миллионов долларов. Ещё одной новостью стало завершение сделки по выходу Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР) из состава акционеров GM-AVTOVAZ. Теперь партнёры АвтоВАЗ и GM владеют по 50% акций каждый. Стоит отметить, что выход ЕБРР из состава акционеров является запланированным и, как заверяет руководство совместного предприятия, не повлияет на его текущую и будущую деятельность
На пресс-конференции генеральный директор предприятия Джеффри Гловер не стал затягивать поздравительные сентенции в адрес коллег и перешёл к новостям. Конечно, главные из них касаются второго поколения ШевиНивы: к настоящему времени работы по созданию экстерьера новой генерации завершены. На вопрос об авторстве дизайна был дан уклончивый ответ: «Нам понравилось работать с итальянцами». Хотя, не так уж он и уклончив, учитывая давнюю дружбу производителя с ателье Bertone.

Дизайн обещает стать более брутальным. И неспроста — новую ШевиНиву не собираются лишать внедорожных качеств в угоду городским жителям. Конечно, сегмент кроссоверов очень велик и привлекателен, но ШевиНива останется верна своим внедорожным идеалам. Ждать улучшения проходимости не стоит, зато и нынешних способностей новое поколение не потеряет!

За десять лет производства заводом реализовано 446 952 автомобиля. Темпы в общем-то неплохие, но, для примера, Нивы-2121 (сейчас ее называют Lada 4×4) было собрано в общей сложности около 1,8 млн штук (кстати, старую «Ниву» продавали даже в Японии, не говоря уже о Европе)
Руководство компании признаёт, что устанавливающийся сегодня двигатель объёмом 1,7 литра и мощностью 80 л.с. не удовлетворяет всех потребностей покупателей. А потому следующее поколение ШевиНивы получит и новый агрегат помощнее. Но не взамен нынешнему, а в порядке расширения линейки модификаций. Стоит порадоваться и любителям комфортной езды: инженеры уже вовсю приспосабливают к автомобилю вариатор. Конкретную модель пока не утвердили, но круг приемлемых вариантов сужается. При этом цены на новое поколение нам обещают удержать в нынешнем диапазоне, ощущая давление наступающего на пятки Renault Duster.

Запуск новой модели намечен на 2015 год. К этому времени производитель планирует расширить мощности завода до 120 тысяч машин в год, а это прирост более чем в 20% по сравнению с нынешними показателями. В целях реализации этого проекта на территории особой экономической зоны «Тольятти» на площади 20 гектар будут возведены новые корпуса: кузовного и прессового производств, а также инженерной лаборатории. Это означает, что кузова для новой ШевиНивы будут создаваться уже на собственном производстве GM-AVTOVAZ, а не на АвтоВАЗе, как это делается сейчас!

Пресс-конференция завершилась интересным событием: департамент продаж отыскал человека, владеющего самой первой ШевиНивой. Удостовериться в уникальности автомобиля можно было, заглянув под капот, где красовалась табличка с VIN номером автомобиля. Действительно, первый! Кстати, для десятилетнего возраста этот экземпляр выглядел вполне неплохо. Но широкая улыбка на лице его владельца была связана не только с тем, что в рабочей лошадке нет сквозных дыр коррозии. При всей честной братии старый автомобиль поменяли на новый, на котором счастливый владелец вместе с сыном и уехал домой!

P.S. Джеффри Гловер покинул территорию завода тоже на ШевиНиве. И это приятно — руководители автомобильных компаний должны ездить на своих же машинах. И знать все их недостатки.